» » Расчетно-графическая работа по дорожному строительству. Практические и графические работы по черчению «Форматы. Рамка. Линии чертежа»

Расчетно-графическая работа по дорожному строительству. Практические и графические работы по черчению «Форматы. Рамка. Линии чертежа»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра "Водохозяйственное и гидротехническое строительство "

Дисциплина "Дорожное строительство "

Расчетно-графическая работа по Дорожному строительству

Санкт-Петербург

1.3.4 Видимость пути

Литература

1. Определение требуемых параметров дороги

В соответствии со СНиП 2.05.02-85* категория автомобильной дороги зависит от интенсивности движения по ней. Ожидаемая интенсивность движения в период строительства объекта зависит от количества перевозимых грузов, сроков строительства, марок транспортных средств и определяется по формуле:

Где q - количеств грузов, перевозимых на 1 млн.руб сметной стоимости строительно-монтажных работ, т; принимаются в пределах 8000-10000т;

C - сметная стоимость строительно-монтажных работ по объекту, млн.руб;

Т - срок строительства объекта, годы;

n- число рабочих дней в году;

Kпр - коэффициент использования пробега автомобиля (отношение пробега автомобиля с грузом к его общему пробегу); для условий строительства объекта Кпр=0,5-0,6;

Кгр - коэффициент использования грузоподъемности автомобиля (отношение веса груза на автомобиле к его паспортной грузоподъемности), в практических расчетах назначается Кгр=0,7…0,8);

Г - грузоподъемность автомобиля, т. Примем за расчетный автомобиль КАМАЗ-5510.

По интенсивности движения N в соответствии с приведенной в табл. 1 СНиП 2.05.02-85* классификацией автомобильных дорог определяем категорию дороги.

7349 авт/сутки

Согласно таблице 1 СНиП 2.05.02-85* дорога с расчетной интенсивностью движения 7349 авт/сутки является дорогой II категории областного значения.

1.2 Установление расчетной скорости дороги по СНиП 2.05.02-85*

1.3 Определение параметров дороги

1.3.1 Установление числа полос движения

Число полос движения определяется из сопоставления ожидаемой часовой интенсивности по дороге и пропускной способности одной полосы по формуле:

где Nч - часовая интенсивность движения, авт./час;

Nп - пропускная способность полосы движения, авт./час.

С учетом неравномерности движения в течение суток

авт./час

Пропускная способность полосы движения зависит от скорости движения автомобилей, их марки, типа и состояния покрытия.

В этом случае пропускная способность полосы движения:

Здесь v - расчетная скорость движения, км/ч;

ц - коэффициент сцепления, принимается равным 0,5, что соответствует сухому покрытию;

i - продольный уклон дороги (определяем пропускную способность полосы на горизонтальном участке, т.е. i=0);

f - коэффициент сопротивление качению (табл.1);

Длина автомобиля, м; (расчетный автомобиль КАМАЗ 5510)

Запас расстояния, равный 5-10м;

Кэ - коэффициент эксплуатационного состояния тормозов, равный 1,4.

Таблица 1 - Распределение коэффициентов сопротивления качению

Требуется 2 полосы движения.

1.3.2 Определение ширины проезжей части, полосы движения и земляного полотна

Ширина земляного полотна зависит от ширины полосы движения, количества полос и от ширины обочины.

Значения ширины полосы движения, проезжей части, обочины и земляного полотна запишем в таблицу 3.

1.3.3 Определение наименьших радиусов кривых в плане

Наименьший радиус кривой в плане, при котором возможно применение двускатного профиля при данной расчетной скорости движения определяем по формуле:

При назначении радиусов поворота, меньших Rн, необходимо предусматривать устройство виража. Это наименьшее значение радиуса поворота автомобильной дороги с виражом вычисляется по формуле:

Коэффициент сцепления колеса с дорогой в поперечном направлении, равен 0,1 - 0,15;

Поперечный уклон проезжей части (табл. 2);

Уклон виража (СНиП 2.05.02-85*, п. 4.17).

Таблица 2. - Значения поперечного уклона в зависимости от типа дорожного покрытия

При устройстве виража длина отгона L определяется по выражению:

где b - ширина проезжей части, м;

Дополнительный продольный уклон отгона виража (5‰)

1.3.4 Видимость пути

Для обеспечения безопасности движения с расчетной скоростью водитель должен видеть дорогу на определенном расстоянии, которое равно

где, м - путь, проходимый автомобилем за время реакции водителя, принимаемое равным 1 сек; - длина тормозного пути

= 5- 10 м -- запас расстояния.

На дорогах с одной полосой движения водители автомобилей должны видеть дорогу на еще большем расстоянии. Оно называется расстоянием видимости встречного автомобиля и вычисляется по формуле

Данные расчеты не удовлетворяют требованиям СНиП 2.05.02-85*, поэтому при проектировании дороги будем руководствоваться значениями наименьшего расстояния видимости из табл. 10 СНиП 2.05.02-85*, которые равны 250м и 450м для остановки и встречного автомобиля соответственно.

1.3.5 Определение наименьших радиусов вертикальных кривых

Наименьший радиус выпуклой кривой устанавливается из условия видимости дороги:

где d= 1,2 м -- высота луча зрения водителя над поверхностью дороги.

Наименьший радиус вогнутой кривой определяется из условия ограничения величины центробежной силы:

где v -- расчетная скорость движения, км/час.

Данные расчеты не удовлетворяют требованиям СНиП 2.05.02-85*, поэтому при проектировании дороги будем руководствоваться значениями наименьших радиусов кривых в продольном профиле из табл. 10 СНиП 2.05.02-85*, которые равны 15 000м и 5000м для выпуклых и вогнутых кривых соответственно.

1.3.6 Определение уширения проезжей части на кривых

Величина уширения устанавливается для принятых в проекте радиусов поворота.

При движении по кривой ширина проезжей части, занимаемой автомобилем, увеличивается (рис. 4). Из геометрических соображений уширение одной полосы движения

где L -- расстояние между задней осью и передним бампером расчетного автомобиля (см. П-1 метод. указаний); R -- радиус кривой, принятый в проекте - 800м (согласно табл. 10 СНиП 2.05.02-85*)

Учет зависящих от скорости движения отклонений автомобиля средней траектории производится по эмпирической формуле

Полная величина уширения

При двухполосном движении величина е П в два раза больше согласно п.4.19 СНиП 2.05.02-85*, и в данном случае равна 0,5м

1.3.7 Определение максимального продольного уклона дороги

Максимальный продольный уклон i mах устанавливается по условиям сцепления ведущих колес автомобиля с покрытием при трогании с места и по мощности двигателя по формулам, выведенным из уравнения движения автомобиля и автопоезда.

По условиям сцепления при трогании с места:

-- для одиночных машин

f - коэффициент сопротивления качению, принимается для дорог I и II категории 0,01 - 0,02, III и IV категории - 0,015 - 0,025;

г -- коэффициент сцепного веса -- отношение веса, приходящегося на ведущие оси ко всему весу автомобиля (для грузовых автомобилей г = 0,65-0,75);

ц - коэффициент сцепления колеса с покрытием (ц =0,5);

j -- коэффициент сопротивления инерции,

где а -- ускорение, принимаемое в расчетах равным 0,3--0,5 м/сек2;

g -- ускорение силы тяжести;

Коэффициент, учитывающий инерцию вращающихся частей автомобиля. автомобильный дорога строительство груз

Для грузовых машин

1,0+0,06К = 4,67,

где К - передаточное число в коробке скоростей расчетного автомобиля = 7,82 (табл. П-1 указаний).

При проектировании автомобильной дороги продольный уклон не должен превосходить наименьшего из определенных по формулам. Сравниваем полученный уклон с уклоном из п. 4.20 СНиП 2.05.02-85* и заносим данные в табл. 3 пояснительной записки.

Таблица 3. - Технические параметры автомобильной дороги

Наименование параметров

Значение параметров

по расчету

Принятое в проекте

Основная расчетная скорость движения, км/ч

Не определяется

Число полос движения, шт

Ширина полосы движения, м

Не определяется

Ширина проезжей части, м

Не определяется

Ширина обочины, м

Не определяется

Ширина земполотна, м

Не определяется

Наименьшие радиусы кривых в плане, м:

Без устройства виража

С устройством виража

Не определяется

Расстояния видимости, м:

Поверхности дороги

Встречного автомобиля

Наименьшие радиусы вертикальных кривых, м

Выпуклых

Вогнутых

Величина уширения проезжей части, м

Не нормируется

Наибольший продольный уклон, ‰

Не нормируется

асфальтобетон

асфальтобетон

2. Проектирование продольного профиля земляного полотна, водоотвода

2.1 Проектирование продольного профиля

Продольный профиль содержит линию поверхности земли (черный профиль), рельеф местности по оси дороги, грунтовый и проектную линию (красный профиль). В целом продольный профиль характеризует геологические условия и высотное положение бровки земляного полотна. Высотное положение бровки относительно линии поверхности земли, оцениваемое рабочими отметками, в решающей мере определяет эксплуатационные, прочностные и экономические показатели дороги, а также ее долговечность. Для получения оптимальных результатов при проектировании продольного профиля должны быть обеспечены:

Необходимые условия для движения автомобилей и экономически эффективной работы автотранспорта;

Плавность и безопасность движения автомобилей, достигающих расчетной скорости;

Устойчивость, надежность и долговечность дороги;

Бесперебойное функционирование дороги;

Экономичность строительства дороги.

Необходимые эксплуатационные условия обеспечиваются путем прокладывания проектной линии с пологими продольными уклонами.

СНиП 2-05.02-85* рекомендует применять уклоны до 30%о. При экономической нецелесообразности выполнения этой рекомендации из-за рельефа местности, допускается применять продольные уклоны, не превышающие следующих максимальных значений: при категории дороги категории II - 40%о.

Плавность движения автомобилей достигается вписыванием в переломы проектной линии круговых вертикальных кривых, а безопасность - назначением таких радиусов вертикальных кривых, которые обеспечивают расчетные расстояния видимости (на выпуклых переломах) и ограничивают центробежную силу в пределах 5% от веса автомобиля (на вогнутых переломах). Вертикальные кривые необходимо вписывать в переломы, где алгебраическая разность смежных уклонов Дi равна или превышает на дорогах I-II категории - 5%. Подъемы считаются положительными уклонами, спуски отрицательными. Величина Дi на переломах попутных уклонов (два подъема или спуска) определяется как разность сопрягаемых уклонов, а на переломах встречных уклонов (спуск и подъем, подъем и спуск)- как их сумма.

Наименьшие значения параметров продольного профиля, при которых еще обеспечиваются плавность и безопасность движения автомобилей, приведены в таблице 10 СНиП. В проектах следует стремиться к применению возможно больших значений параметров - это повышает удобство и безопасность движения.

2.2 Требования к проектированию кюветов

На вертикальных кривых кюветы повторяют реальное круговое очертание бровки земляного полотна. Проектирование кюветов производится в такой последовательности:

1. по величинам рабочих отметок устанавливаются места, где необходимо устройство кюветов.

2. задается уклон дна кювета и тип укрепления;

3. на чертеж вчерне наносится линия дна кювета;

4. аналитически определяется расстояние от ближайшего пикета до точек с нулевыми рабочими отметками и до точек пересечения дна кювета с черным профилем (для этого необходимо рассмотреть получившуюся на чертеже геометрическую фигуру: треугольник или трапецию, а так же составить и решить соответствующую пропорцию);

5. указываются проектные отметки дна кювета на всех его переломах, на пикетах и в местах выхода на поверхность;

6. записываются проектные уклоны кюветов;

7. указываются расстояния между переломами и производится привязка к пикетажу точек начала и конца кювета, а также точек с нулевыми отметками;

8. выполняется проверка вычислений (отметки дна кюветов в местах выхода на поверхность должны соответствовать отметкам земли; разность между проектными отметками бровки земляного полотна и проектными отметками дна кювета должна быть равной принятой глубине кювета; кроме того, в соответствии должны находиться указанные расстояния, уклоны и отметки);

9. производится окончательное оформление чертежа и соответствующих граф. Проектные данные, относящиеся к кюветам, проставляются красным цветом.

2.3 Конструкция дорожной одежды

Дорожная одежда является наиболее ответственным элементом, поэтому от правильного ее проектирования зависят как прочность и долговечность, так и общая стоимость дороги. Нежесткими называются одежды, слои которых либо не обладают сопротивлением изгибу, либо обладают им в малой степени. К ним относятся асфальтобетонные, щебеночные (с обработкой или без нее), гравийные, цементогрунтовые, грунтогравийные и подобные им одежды. Проектирование и расчет нежестких одежд производится в соответствии с Инструкцией по проектированию дорожных одежд нежесткого типа ВСН 46-83.

При конструировании нежесткой одежды необходимо:

Учесть назначение дороги, ее категорию, состав и интенсивность движения, удельное давление на покрытие и размер отпечатков пневматиков автомобилей, климатические и грунтово-гидрогеологические условия строительства, наличие дорожно-строительных материалов и их расчетные параметры;

Установить материал основания, а также необходимость введения в конструкцию морозозащитных и дренирующих слоев;

Принять минимальную толщину конструктивных слоев по технологическим требованиям.

Проектирование нежестких одежд заключается в:

1. В выборе материалов конструктивных слоев,

2. Назначении числа этих слоев,

3. Размещении их в конструкции,

4. Определение толщины каждого слоя на основе прочностных расчетов,

5. Расчетов на морозоустойчивость.

Из табл. 25 СНиП выбираем усовершенствованное капитальное покрытие из асфальтобетонной смеси, укладываемое в теплом состоянии. Из методических указаний рис.24 выбираем асфальтобетонное покрытие на щебеночном основании.

Конструкция дорожной одежды

3. Гидравлический расчет водопропускных сооружений

3.1 Гидравлический расчет трубы

Гидравлический расчет трубы включает в себя определение:

Диаметра трубы и типа укрепления русла;

Высоты подпора воды и высоты насыпи над трубой;

Длины трубы.

Расчет безнапорных труб производится по табл. П-15, которая составлена из условия, что трубы имеют уклоны, не менее критического i кр. Практически трубы укладываются по уклону местности. Так как он меньше критического более чем в 2 раза, то надо увеличить подпор Н , полученный по таблице, на величину:

22,3*(0,006-0)=0,13 м

где l -- длина трубы, м; i 0 -- уклон трубы.

По заданному расчетному расходу для определения диаметра трубы Qр=2,4 м3/с и типу оголовка I по табл. П-15 методических указаний определяем высоту напора воды перед трубой Н , скорость протекания воды в трубе v и диаметр трубы d .

H =1,27м, v =2,47м/с при d =1,5м, оголовок трубы раструбный .

По скорости протекания воды (Табл.П-16 методических указаний) назначаем укрепление русла типа каменной наброски из булыжного или рваного камня .

Для определения высоты насыпи над трубой Н нас следует руководствоваться указанием СНиП 2.05.03.84* табл. 1.

Кроме того, высота насыпи должна обеспечивать размещение над трубой дорожной одежды.

H нас = d + h до + 0,5=1,5+0,68+0,5=2,68 м.

Примерная длина трубы может быть определена по выражению:

l = B + 2mH нас=15+2*1,5*2,68=23,04м,

где B - ширина земляного полотна, м; m - коэффициент крутизны откоса насыпи, равный 1,5.

Из таблицы П-17 находим:

Толщину звена = 0,14м,

Длину оголовка = 2,74м.

3.2 Расчет отверстия малого моста

Расчет отверстия малого моста ведется в такой последовательности:

Определяется бытовая глубина протекания воды в нестесненном русле водотока;

Устанавливается схема протекания воды под мостом;

Определяется величина отверстия моста;

Уточняются расчетные данные применительно к типовым размерам малых мостов.

3.2.1 Определение бытовой глубины

Принимаются к расчету следующие данные: расчетный расход Q р = 15,0 м 3 /с; i 1 = 0,100; i 2 = 0,060; уклон русла i р = 0,007; задаем h б =0,95 м. Определяем площадь живого сечения, смоченный периметр р и гидравлический радиус R:

где - уклон русла.

где - русловой коэффициент, устанавливаемый по табл.; y=0,25 - показатель степени. Зная площадь сечения и скорость в бытовых условиях, находим расход:

Полученный расход Q сравниваем с расчетным Q p . При отличии Q от Q p менее 10% принимаем назначенную бытовую глубину и скорость за действительные:

Полученный расход отличается от расчетного на 3,6%.

3.2.2 Установление схемы протекания воды под мостом

Для установления схемы протекания воды под мостом необходимо знать критическую глубину потока:

где - скорость потока, при которой не размывается грунт или укрепление русла - каменная наброска из булыжного камня;

g=9,8 - ускорение силы тяжести.

Так как, то истечение свободное и водослив незатопленный.

3.2.3 Определение величины отверстия моста

При свободном истечении отверстие моста на уровне свободной поверхности определяют по формуле:

где =0,9 - коэффициент сжатия потока, зависящий от формы устоев.

Полученную величину округляем до типового размера.

3.2.4 Уточнение расчетных данных

Определим фактическую скорость под мостом:

Определим глубину потока под мостом:

Глубина потока перед сооружением:

где - коэффициент скорости, зависящий от формы опор.

3.2.5 Определение высоты и длины моста

Наименьшая высота моста находится по выражению:

где Z=0,75 - наименьшее возвышение низа пролетного строения над ГВВ;

K=0,96 - конструктивная высота моста.

Длину моста находим по формуле:

где B = 7,5 - отверстие моста; m = 1,5 - коэффициент крутизны откоса насыпи; = 3,0 - высота моста; d = 0 - ширина промежуточной опоры; p = 0,1 - расстояние от передней грани устоя до основании насыпи; q = 0,3 - расстояние от задней грани устоя до вершины откоса насыпи.

Литература

СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги.

1. Методические указания по выполнению расчетно-графической работы "Дорожное строительство " (для студентов инженерно-строительного института заочной формы обучения).

2. В.Г. Попов, Строительство автомобильных дорог. Пособие для мастеров и производителей работ дорожных организаций, Москва 2001.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основы тягового расчета движения автомобилей. Расчет отгона виража и составной кривой. Обоснование ширины проезжей части, земляного полотна и технической категории автомобильной дороги. Пропускная способность полосы движения и загрузка дороги движением.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2009

    Проектирование плана пути железной дороги на перегонах. Определение ширины проезжей части, полосы движения и земляного полотна. Конструкция дорожной одежды. Расчет числа путей в районном парке и количества парков. Расчет водопропускных сооружений.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2013

    Определение основных технических нормативов проектируемой автомобильной дороги. Проектирование кюветов и закругления с симметричными переходными кривыми. Нанесение геологического профиля. Расчет проектной линии, ширины проезжей части и земляного полотна.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2016

    Общие вопросы проектирования и технологии строительства земляного полотна, условия производства работ. Составление дорожно-климатического графика. Разработка проекта возведения земляного полотна для автомобильной дороги III категории протяженностью 10 км.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2013

    Расчет пропускной способности дороги и коэффициента загрузки движения: интенсивность движения, направление движения пешеходов и автомобилей. Анализ дорожных условий, схема перекрёстка, тип пересечения. Ширина пешеходного тротуара и проезжей части дороги.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2009

    Характеристика природных условий района проектирования дороги. Определение продольных уклонов, ширины проезжей части и земляного полотна. Варианты проложения трассы дороги в обход сложных участков рельефа. Проектирование дороги в продольном профиле.

    курсовая работа , добавлен 04.04.2012

    Исследование параметров дорожного движения, необходимость светофорного регулирования. Определение необходимого количества полос движения и ширины проезжей части дороги и пешеходных переходов. Расчёт режимов светофорной сигнализации по методике Вебстера.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2017

    Проектирование светофорного регулирования на изолированном перекрестке. Определение расчетной интенсивности движения. Определение ширины проезжей части. Выбор оптимальной схемы пофазного разъезда. Построение графика работы светофорной сигнализации.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2010

    Общие данные для проектирования автомобильной дороги. Разработка вариантов трассы на карте. Земляное полотно и дорожная одежда. Обустройство дороги, организация и безопасность движения. Определение нормативов перспективной интенсивности движения.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2009

    Анализ экономических и климатических факторов в районе проложения автомобильной дороги. Анализ дорожных условий и выделение сложных для организации движения участков дороги. Характеристика транспортного потока, оценка безопасности движения на дороге.

ТО ГАОУ СПО "Педагогический колледж г. Тамбова" МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению практических работ дисциплины "Инженерная графика" для студентов специальности "280707 Защита в чрезвычайных ситуациях, техник-спасатель" (Работы № 1-6) ТАМБОВ, 2013 г. Автор: ТАРАСОВ В.Е., преподаватель спецдисциплин ТО ГАОУ СПО "Педагогический колледж г. Тамбова" Рецензент: Лаппа Т.И.. заведующая отделением "Физическая культура" ТО ГАОУ СПО "Педагогический колледж Г. Тамбова" Методические указания по выполнению практических работ дисциплины "Инженерная графика" для студентов специальности "280707 Защита в чрезвычайных ситуациях, техник-спасатель" (Работы № 1-6) Методические указания по выполнению графических работ по курсу "Инженерная графика" предназначено для студентов специальности 280707 "Защита в чрезвычайных ситуациях". Пособие содержит необходимый теоретический и справочный материал для выполнения графических работ № 1- 6. Рекомендовано научно-методическим советом колледжа в качестве учебного пособия. ВВЕДЕНИЕ Программа курса "Инженерная графика" для студентов по специальности среднего профессионального образования 280707 Защита в чрезвычайных ситуациях, техник-спасатель определяет объем знаний, необходимый для выполнения машиностроительных чертежей и схем. Большую часть работ студенты выполняют самостоятельно, поэтому им рекомендуется при изучении курса инженерной графики ознакомиться с требованиями, предъявляемыми стандартами ЕСКД к выполнению чертежей. Все графические работы студентами должны выполняться в соответствии со своим вариантом по порядковому номеру в учебном журнале. Цель настоящего издания - ознакомить студентов со шрифтами, линиями, методами построения сопряжений, изображения предметов, расположения видов, выполнения разрезов, сечений и аксонометрических проекций, нанесение размеров и предельных отклонений, графическое обозначение материалов в графических работах и вычерчивание электрических схем. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ СТАНДАРТАМИ ЕСКД К ВЫПОЛНЕНИЮ ГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ Единая система конструкторской документации (ЕСКД) - важнейшая система постоянно действующих технических и организационных требований, обеспечивающих взаимообмен конструкторской документации без ее переоформления между отраслями промышленности и отдельными предприятиями. Она позволяет обеспечить расширение унификации при конструкторской разработке проектов промышленных изделий; упрощение форм документов и сокращение их номенклатуры, а также графических изображений: механизированное и автоматизированное создание документации и, самое главное, готовность промышленности в организации производства любого изделия на любом предприятии в наиболее короткий срок. В ЕСКД представлен комплекс государственных стандартов, устанавливающих взаимосвязанные единые правила и положения о порядке разработки и обращения конструкторской документации, применяемой различными организациями и предприятиями. Эти единые правила распространяются и на учебную документацию, к которой можно отнести выполняемые студентами графические задания, поэтому все изображения должны быть выполнены четко, аккуратно и в соответствии с требованиями ЕСКД. Задания выполняются на листах чертежной бумаги формата А3 и А4 (ГОСТ 2.301-68). После нанесения рамки на листе в правом нижнем углу намечают размеры основной надписи задания, единой для всех форматов. Форма основной надписи принимается в соответствии с требованиями ГОСТ 2.104-68. Изображения необходимо выполнять в масштабе, указанном в задании, но соблюдая ГОСТ 2.302-68. При заполнении основной и других надписей требуется выполнять требования ГОСТ 2.304-81. При нанесении размеров рекомендуется пользоваться ГОСТ 2.307-68. При обводке изображения следует принимать толщину основных линий 0,8  1,0 мм, а толщину остальных линий  согласно ГОСТ 2.303-68. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Боголюбов С. К.Инженерная графика. - М.: Машиностроение, 2004. -352с 2. ГОСТ 2. 303-68. Линии. 3. ГОСТ 2. 304-81. Шрифты чертежные. 4. ГОСТ 2. 305-68. Изображения - виды, разрезы, сечения. 5. ГОСТ 2. 301-68. Форматы// ЕСКД. Общие правила выполнения чертежей. ГОСТ 22.301-68 - ГОСТ 2.321-84. М., 1988. 239 с. 6. ГОСТ 2. 302-68. Масштабы. 7. ГОСТ 2. 307-68. Нанесение размеров и предельных отклонений. 8. Левицкий В.С. Машиностроительное черчение/ В.С. Левицкий. М., 1998. 383 с. 9. Машиностроительное черчение / Г.П. Вяткин, А.Н. Андреева, А.К. Болтухин и др. М., 1985. 368 с. 10. Попова Г.Н. Машиностроительное черчение/ Г.Н. Попова, С.Ю. Алексеев. СПб, 1999. 453 с. 11. С. К. Боголюбов Индивидуальные задания по курсу черчения: Практ. Пособие для учащихся техникумов. - М.: Высш. шк., 1989 - 368 с.: ил. 12. Федоренко В.А. Справочник по машиностроительному черчению/ В.А. Федоренко, А.И. Шошин. Л., 1986. 416 с. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 ВЫЧЕРЧИВАНИЕ ФОРМАТА И ОСНОВНОЙ НАДПИСИ ДЛЯ ГРАФИЧЕСКИХ И ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ Цель работы: изучить графические форматы типы основных надписей на чертежах Все чертежи должны выполняться на листах бумаги стандартного формата. Форматы листов бумаги определяются размерами внешней рамки чертежа (рис. 3). Она проводится сплошной тонкой линией. Линия рамки чертежа проводится сплошной толстой основной линией на расстоянии 5 мм от внешней рамки. Слева для подшивки оставляют поле шириной 20 мм. Обозначение и размеры сторон форматов установлены ГОСТ 2.304-68. Данные об основных форматах приведены в табл. 1. Таблица 1 Обозначение форматаРазмеры сторон формата, ммА0841х1189А1594х841А2420х594А3297х420А4210х297 ПРАВИЛА И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ Работу выполняют в карандаше на листе формата А3 (297х420) или А4 (210х297) в соответствии с приведенным образцом. Чертеж оформляют внутренней рамкой (в виде сплошной основной линии), от границ формата с левой стороны оставляют поле для брошюровки 20мм, со всех остальных сторон - по 5мм. В правом нижнем углу чертежа вычерчивают основную надпись (штамп) по ГОСТу 2.104-68* в соответствии с рисунком 1. Рекомендуется следующее заполнение граф основной надписи в условиях учебного процесса (сохранено стандартное обозначение граф): графа 1 - наименование детали или сборочной единицы (название темы, по которой выполнено задание); графа 2 - обозначение документа по принятой в колледже системе (название группы, год, номер по списку, номер выполняемой работы - ЗЧС.31.2011.05.02.); графа 3 - обозначение материала детали (заполняют только на чертежах деталей); графа 4 - не заполняют; графа 5 - масса изделия (не заполняют); графа 6 - масштаб изображения (в соответствии с ГОСТ 2.302-68* и ГОСТ 2.109-73); графа 7 - порядковый номер листа (на документах, состоящих из одного листа, графу не заполняют); графа 8 - общее количество листов документа (графу заполняют только на первом листе документа); графа 9 - наименование учебного заведения и номер группы; графа 10 - характер работы, выполняемой лицом, подписывающим документ, например: Разработал: (студент) Проверил: (преподаватель) графа 11 - чёткое написание фамилий лиц, подписавших документ; графа 12 - подписи лиц, фамилии которых указаны в графе 11; графа 13 - дата подписания документа (указывается месяц и год). Рис.1 Текст на поле чертежа и в основной надписи выполняют шрифтом 3,5, 5 или 7 мм, а размерные числа - 3,5 или 5 мм. Пример заполнения основной надписи дан на рисунке 2. Работу выполняют в тонких линиях, затем производят окончательную обводку чертежа линиями в соответствии с их назначением. Обводку начинают с проведения штрихпунктирных и сплошных тонких линий, затем обводят основные сплошные линии: сначала криволинейные участки, затем прямые. ЗАДАНИЕ: на листе чертежной бумаги формата А4 нарисовать линии рамки чертежа и основную надпись. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2 ВЫПОЛНЕНИЕ ШРИФТА ЧЕРТЕЖНОГО Цель работы: Изучить питы чертежных шрифтов, получить навыки написания чертежным шрифтом. ГОСТ 2.304-81 устанавливает чертежные шрифты, наносимые на чертежи и другие технические документы всех отраслей промышленности и строительства. Размер шрифта определяет высота h прописных букв в мм. Толщина линии шрифта d зависит от типа и высоты шрифта ГОСТ устанавливает следующие размеры шрифтов: (1,8); 2,5; 3,5; 5; 7; 10; 14; 20 (табл. 1, 2). Применение шрифта 1,8 не рекомендуется и допускается только для типа Б. Устанавливают следующие типы шрифта: Тип А с наклоном 75° - d = (1/14)h; Тип А без наклона - d = (1/14)h; Тип Б с наклоном 75° - d = (1/10)h; Тип Б без наклона - d = (1/10)h. Параметры шрифтов приведены в таблицах 1 и 2. Таблица 1 - Параметры шрифта, мм Параметры шрифта Обозначения3,55,07,010,014,0АБАБАБАБАБВысота прописных буквh3,53,55,05,07,07,010101414Высота строчных буквс2,52,53,53,55,05,07,07,01010Расстояние между буквамиа0,50,70,71,01,01,41,42,022,8Минимальный шаг строкb5,56,08,08,511,012,016,017,02224Минимальное расстояние между словамиe1,52,12,13,03,04,24,26,06,08,4Толщина линий шрифтаd0,250,350,350,50,50,70,71,01,01,4 Таблица 2 - Ширина букв и цифр шрифта типа Б, мм Буквы и цифрыОтносительный размер3,55,07,010,014,0Прописные буквыБ, В, И, Й, К, Л, Н, О, П, Р, Т, У, Ц, Ч, Ь, Э, Я 6d23469А, Д, М, Х, Ы, Ю7d2.53.55711Ж, Ф, Ш, Щ, Ъ8d345.5812Е, Г, З, С5d1.82.53.557Строчные буквыА, б, в, г, д, е, з, и, й, к, л, н, о, п, р, у, х, ч, ц, ь, э, я5d1.82.53,557м, ъ, ы, ю6d23469ж, т, ф, ш, щ7d2.53.55711с4d1.62346Цифры2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 05d1.82.53,55713d11.523446d23469 ЗАДАНИЕ. Шрифтом размера 10 типа Б написать изображенные букв алфавита (строчные и прописные), цифры от 0 до 10 и два любых слова. Образец выполнения задания приведен на рисунке 1. УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ Сначала нужно заготовить лист бумаги стандартного формата А4 с рамкой на расстоянии 5 мм от краев сверху, справа и снизу и 20 мм слева. Последовательность выполнения задания по написанию стандартного шрифта типа Б размером 10 следующая: - проводят все вспомогательные горизонтальные прямые линии, определяющие границы строчек шрифта; - откладывают расстояние между строчками, равное 15 мм; - откладывают высоту шрифта h, т. е. 10 мм; - откладывают отрезки, равные ширине букв плюс расстояние между буквами; - проводят наклонные линии для сетки под углом 75° при помощи двух треугольников: с углом 45° и с углами 30° и 60°. Пример выполнения задания ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3 ЛИНИИ ЧЕРТЕЖА Цель работы: получение навыков в проведении линий и пользования чертежными инструментами Все чертежи выполняются линиями различного назначения, начертания и толщины (таблица 3). Толщина линий зависит от размера, сложности и назначения чертежа. Согласно ГОСТ 2.303-68 для изображения изделий на чертежах применяют линии различных типов в зависимости от их назначения, что способствует выявлению формы изображаемого изделия. Таблица 1 - Типы линий НачертаниеТолщина линии по отношению к толщине основной линииНаименование ПрименениеsСплошная толстая основная линия выполняется толщиной, обозначаемой буквой s, в пределах от 0,5 до 1,4 мм в зависимости от сложности и величины изображения на данном чертеже, а также от формата чертежа. Сплошная толстая линия применяется для изображения видимого контура предмета, контура вынесенного сечения и входящего в состав разреза. s/3-s/2Сплошная тонкая линия применяется для изображения размерных и выносных линий, штриховки сечений, линии контура наложенного сечения, линии-выноски, линии для изображения пограничных деталей ("обстановка").s/3-s/2Сплошная волнистая линия применяется для изображения линий обрыва, линия разграничения вида и разрезаs/3-s/2Штриховая линия применяется для изображения невидимого контура. Длина штрихов должна быть одинаковая. Длину следует выбирать, в зависимости от величины изображения, примерно от 2 до 8 мм, расстояние между штрихами 1...2 мм.s/3-s/2Штрихпунктирная тонкая линия применяется для изображения осевых и центровых линий, линий сечения, являющихся осями симметрии для наложенных или вынесенных сечений. Длина штрихов должна быть одинаковая и выбирается в зависимости от размера изображения, примерно от 5 до 30 мм. Расстояние между штрихами рекомендуется брать 2...3 мм.s/2-2s/3Штрихпунктирная утолщенная линия применяется для изображения элементов, расположенных перед секущей плоскостью ("наложенная проекция"), линий, обозначающих поверхности, подлежащие термообработке или покрытию.s/3-s/2Разомкнутая линия применяется для обозначения линии сечения. Длина штрихов берется 8...20 мм в зависимости от величины изображения.s/3-s/2Сплошная тонкая с изломами линия применяется при длинных линиях обрыва.s/3-s/2Штрихпунктирная с двумя точками линия применяется для изображения деталей в крайних или промежуточных положениях; линии сгиба на развертках Качество чертежа во многом зависит от качества и наладки инструментов, а также от ухода за ними. Чертежные инструменты и принадлежности необходимо содержать в полной исправности. После работы инструменты следует протереть и убрать в сухое место. Это предупреждает коробление деревянных инструментов и коррозию металлических. Перед работой следует вымыть руки и протереть мягкой резинкой угольники и рейсшину. Карандаши. Аккуратность и точность выполнения чертежа в значительной мере зависят от правильной заточки карандаша. Заострить графит можно с помощью шлифовальной шкурки. Учащийся должен иметь три марки карандаша: М-B, ТМ-HB и Т-H. При выполнении чертежей тонкими линиями рекомендуется применять карандаш марки Т. Обводить линии чертежа надо карандашом ТМ или М. В циркуль следует вставлять грифель марки М. Циркуль круговой применяется для вычерчивания окружностей. В одну ножку циркуля вставляют иглу и закрепляют ее винтом, а в другую - карандашную вставку. Для измерения размеров и откладывания их на чертеже применяют вставку с иглой. Кронциркуль применяется для вычерчивания окружностей малого диаметра (от 0,5 до 10 мм). Вращающаяся ножка для удобства пользования свободно перемещается вдоль оси кронциркуля. При вычерчивании окружностей больших радиусов в ножку циркуля вставляют удлинитель в котором закрепляют карандашную вставку. Линии наносятся в определенном направлении: Горизонтальные линии проводят слева направо, вертикальные - снизу вверх, окружности и кривые - по часовой стрелке. Центр окружности должен обязательно находиться на пересечении штрихов осевых и центровых линий. Штриховку на чертежах выполняют в виде параллельных линий под углом 45° к осевой линии или к линии контура, принимаемой в качестве основной. Наклон линий штриховки может быть как влево, так и вправо. Две соприкасающиеся фигуры штрихуют в разных направлениях. Если к двум соприкасающимся фигурам прилегает третья, то разнообразить штриховку можно увеличением или уменьшением расстояния между линиями штриховки. Неметаллические материалы, в том числе волокнистые монолитные и плитные (прессованные) в сечениях штрихуют в клетку. ЗАДАНИЕ: Вычертить приведенные линии и изображения (в соответствии с вариантом задания рисунок 1, 2), соблюдая указанное их расположение. Толщину линий выполнять в соответствии с ГОСТ 2.303 - 68, размеры не наносить. Задание выполнять на листе чертежной бумаги формата А4. УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ Выполнение задания удобне6е начинать с проведения через середину внутренней рамки чертежа тонкой вертикальной линии, на которой делают пометки в соответствии с размерами, приведенными в задании. Через намеченные точки проводят тонкие вспомогательные горизонтальные линии, облегчающие проведение графической части задания. На вертикальных осях, предназначенных для окружностей, наносят точки, через которые проводят окружности указанными в задании линиями. На учебных чертежах сплошную основную толстую линию выполняют обычно толщиной s = 0,8...1 мм. Рисунок 1 - четные номера вариантов Рисунок 2- нечетные номера вариантов ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4 ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖА ДЕТАЛИ С СОПРЯЖЕНИЯМИ Цель работы: изучить выполнение сопряжений кривых, выполнить чертеж детали с сопряжениями 1. Деление окружностей на равные части Деление окружности 4 и 8 равных частей 1) Два взаимных перпендикуляра диаметра окружности делят ее на 4 равные части (точки 1, 3, 5, 7). 2) Далее делят прямой угол на 2 равные части (точки 2, 4, 6, 8) (рисунок 1 а). Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей 1) Для нахождение точек, делящих окружность радиуса R на 3 равные части, достаточно из любой точки окружности, например точки А(1), провести дугу радиусом R.(т.2,3) (рисунок 1 б). 2) Описываем дуги R из точек 1 и 4 (рисунок 1 в). 3) Описываем дуги 4 раза из точек 1, 4, 7, 10 (рисунок 1 г). абв где Рисунок 1 - Деление окружностей на равные части а - на 8 частей; б - на 3 части; в - на 6 частей; г - на 12 частей; д - на 5 частей; е - на 7 частей. Деление окружности на 5, 7, равных частей 1) Из точки А радиусом R проводят дугу, которая пересекает окружность в точке n. Из точки n опускают перпендикуляр на горизонтальную осевую линию, получают точку С. Из точки С радиусом R1=С1, проводят дугу, которая пересекает горизонтальную осевую линию в точке m. Из точки 1 радиусом R2=1m, проводят дугу, пересекающую окружность в точке 2. Дуга 12=1/5 длины окружности. Точки 3,4,5 находят, откладывая циркулем отрезки, равные m1 (рисунок 1 д). 2) Из точки А проводим вспомогательную дугу радиусом R, которая пересекает окружность в точке n. Из нее опускаем перпендикуляр на горизонтальную осевую линию. Из точки 1 радиусом R=nc, делают по окружности 7 засечек и получают 7 искомых точек (рисунок 1 е). 2. Построение сопряжений Сопряжением называется плавный переход одной линии в другую. Для точного и правильного выполнения чертежей необходимо уметь выполнять построения сопряжений, которые основаны на двух положениях: 1. Для сопряжения прямой линии и дуги необходимо, чтобы центр окружности, которой принадлежит дуга, лежал на перпендикуляре к прямой, восстановленном из точки сопряжения (рисунок 2 а). 2. Для сопряжения двух дуг необходимо, чтобы центры окружностей, которым принадлежат дуги, лежали на прямой, проходящей через точку сопряжения (рисунок 2 б). Рисунок 2 - Положения о сопряжениях а - для прямой и дуги; б - для двух дуг. Сопряжение двух сторон угла дугой окружности и заданного радиуса Сопряжение двух сторон угла (острого или тупого) дугой заданного радиуса выполняют следующим образом: Параллельно сторонам угла на расстоянии, равном радиусу дуги R, проводят две вспомогательные прямые линии (рисунок 3 а, б). Точка пересечения этих прямых (точка О) будет центром дуги радиуса R, т.е. центром сопряжения. Из центра О описывают дугу, плавно переходящую в прямые - стороны угла. Дугу заканчивают в точках сопряжения n и n1, которые являются основаниями перпендикуляров, опущенных из центра О на стороны угла. При построении сопряжения сторон прямого угла центр дуги сопряжения проще находить с помощью циркуля (рисунок 3 в). Из вершины угла А проводят дугу радиусом R, равным радиусу сопряжения. На сторонах угла получают точки сопряжения n и n1. Из этих точек, как из центров, проводят дуги радиусом R до взаимного пересечения в точке О, являющейся центром сопряжения. Из центра О описывают дугу сопряжения. Рисунок 3 - Сопряжения углов а - острого; б - тупого; в - прямого. Сопряжение прямой с дугой окружности Сопряжение прямой с дугой окружности может быть выполнено с помощью дуги с внутренним касанием (рисунок 4 б) и дуги с внешним касанием (рисунок 4 а). Для построения сопряжения внешним касанием проводят окружность радиуса R и прямую АВ. Параллельно заданной прямой на расстоянии, равном радиусу r (радиус сопрягающей дуги), проводят прямую ab. Из центра О проводят дугу окружности радиусом, равным сумме радиусов R и r, до пересечения ее с прямой ab в точке О1. Точка О1 является центром дуги сопряжения. Точку сопряжения с находят на пересечении прямой ОО1 с дугой окружности радиуса R. Точка сопряжения С1 является основанием перпендикуляра, опущенного из центра О1 на данную прямую АВ. С помощью аналогичных построений могут быть найдены точки О2, С2, С3. На рисунке 6 б выполнено сопряжение дуги радиуса R с прямой АВ дугой радиуса r с внутренним касанием. Центр дуги сопряжения О1 находится на пересечении вспомогательной прямой, проведенной параллельно данной прямой на расстоянии r, с дугой вспомогательной окружности, описанной из центра О радиусом, равным разности R-r. Точка сопряжения является основанием перпендикуляра, опущенного из точки О1 на данную прямую. Точку сопряжения с находят на пересечении прямой ОО1 с сопрягаемой дугой. аб Рисунок 4 - Сопряжение дуги с прямой а - с внешним касанием; б - с внутренним касанием. Сопряжение дуги с дугой Сопряжение двух дуг окружностей может быть внутренним, внешним и смешанным. При внутреннем сопряжении центры О и О1 сопрягаемых дуг находятся внутри сопрягающей дуги радиуса R (рисунок 5 а). При внешнем сопряжении сопрягаемых дуг радиусов R1 и R2 находятся вне сопрягающей дуги радиуса R (рисунок 5 б). При смешанном сопряжении центр О1 одной из сопрягаемых дуг лежит внутри сопрягающей дуги радиуса R, а центр О другой сопрягаемой дуги вне ее (рисунок 5 в). абв Рисунок 5 - Сопряжения дуг а - внутреннее; б - внешнее; в - смешанное. При вычерчивании контуров сложных деталей важно уметь распознавать в плавных переходах те или иные виды сопряжений и уметь их вычерчивать. Для приобретения навыков в построении сопряжений выполняют упражнения по вычерчиванию контуров сложных деталей. Для этого необходимо определить порядок построения сопряжений и только после этого приступать к их выполнению. ЗАДАНИЕ: Вычертить изображения контуров деталей, указанных на рисунке задания, нанести размеры. Задание выполнить на листе чертежной бумаги формата А4. Указания по выполнению задания При выполнении каждой задачи должна соблюдаться определенная последовательность геометрических построений: - осевые, центровые линии, основные начертательные; - дуги, закругления; - обводка, штриховка, выносные линии; - размеры. Варианты задания ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5 ВЫПОЛНЕНИЕ ВИДОВ ПО АКСОНОМЕТРИЧЕСКОМУ ИЗОБРАЖЕНИЮ ДЕТАЛИ Цель работы: получение навыков при построении проекций модели детали. ЗАДАНИЕ: построить три вида детали по данному наглядному изображению в аксонометрической проекции в соответствии с вариантом задания. Задание выполняют на листах чертежной бумаги формата А3 или А2 (ГОСТ 2.301-68). После нанесения рамки на листе в правом нижнем углу намечают размеры основной надписи задания, единой для всех форматов. Форма основной надписи принимается в соответствии с требованиями ГОСТ 2.104-68. Изображения при необходимости выполнять в масштабе, ГОСТ 2.302-68. При заполнении основной и других надписей требуется выполнять требования ГОСТ 2.304-81. При нанесении размеров рекомендуется пользоваться ГОСТ 2.307-68. При обводке изображения следует принимать толщину основных линий 0,8  1,0 мм, а толщину остальных линий  согласно ГОСТ 2.303-68 (СТ СЭВ 1178-78). Предметы на технических чертежах изображают по методу прямоугольного проецирования на шесть граней пустотелого куба.. При этом предполагается, что изображаемый предмет расположен между наблюдателем и соответствующей гранью куба (см. рис.1). Грани куба принимаются за основные плоскости проекций. Имеются шесть основных плоскостей проекций: две фронтальных-1 и 6 (вид спереди или главный вид, вид сзади),две горизонтальных -2 и 5 (вид сверху и вид снизу), две профильных -3 и 4 (вид слева и вид справа). Основные плоскости проекций совмещаются в одну плоскость вместе с полученными на них изображениями. Изображение на фронтальной плоскости проекций принимается на чертеже в качестве главного. Предмет располагают относительно фронтальной плоскости проекций так, чтобы изображение на ней - главное изображение - давало наиболее полное представление о форме и размерах предмета. Предметы следует изображать в функциональном положении или в положении, удобном для их изготовления. Предметы, состоящие из нескольких частей, следует изображать в функциональном положении. Вопрос о том, какие из основных видов следует применять на чертеже изделия, должен решаться так, чтобы при наименьшем количестве видов в совокупности с другими изображениями (местные и дополнительные виды, разрезы и сечения, выносные элементы) чертеж полностью отображал конструкцию изделия. Порядок выполнения задания: 1) изучить ГОСТ 2.305-68, 2.307-68; 2) внимательно ознакомиться с конструкцией фигуры по ее наглядному изображению и определить основные геометрические тела, из которых она состоит; 3) выделить на листе бумаги соответствующую площадь для каждого вида детали; 4) нанести тонко карандашом все линии видимого и невидимого контура, мысленно расчленяя деталь на основные геометрические тела; 5) нанести все необходимые выносные и размерные линии; 6) проставить размерные числа на чертеже; 7) заполнить основные надписи и проверить правильность всех построений; 8) обвести чертеж карандашом. Варианты задания ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6 ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РИСУНКА ПРОСТОЙ ДЕТАЛИ Техническим рисунком называют наглядное изображение, обладающее основными свойствами аксонометрических проекций или перспективного рисунка, выполненное без применения чертежных инструментов, в глазомерном масштабе, с соблюдением пропорций и возможным оттенением формы. Технический рисунок можно выполнить, используя метод центрального проецирования, и тем самым получить перспективное изображение предмета, либо метод параллельного проецирования (аксонометрические проекции), построив наглядное изображение без перспективных искажений. Технический рисунок можно выполнять без выявления объема оттенением, с оттененнем объема, а также с передачей цвета и материала изображаемого объекта. На технических рисунках допускается выявлять объем предметов приемами шатировки (параллельными штрихами), шраффировки (штрихами, нанесенными в виде сетки) и точечным оттенением. Наиболее часто используемый прием выявления объемов предметов - шатировка. Принято считать, что лучи света падают на предмет сверху слева. Освещенные поверхности не заштриховываются, а затененные покрываются штриховкой (точками). При штриховке затененных мест штрихи (точки) наносятся с наименьшим расстояние" между ними, что позволяет получить более плотную штриховку (точечное оттенение) и тем самым показать тени на предметах. В таблице 1 показаны примеры выявления формы геометрических тел и деталей приемами шатировки. Рис. 1. Технические рисунки с выявлением объема шатировкой (а), шраффировкой (б) и точечным оттенением (e) Таблица1. Оттенение формы приемами шатировки Технические рисунки не являются метрически определенными изображениями, если на них не проставлены размеры. Пример построения технического рисунка в прямоугольной изометрической проекции (изометрия) с коэффициентом искажения по все осям равным 1. При отложении истинных размеров детали по осям, рисунок получается в 1,22 раза больше реальной детали. Способы построения изометрической проекции детали: 1.Способ построения изометрической проекции детали от формообразующей грани используется для деталей, форма которых имеет плоскую грань, называемую формообразующей; ширина (толщина) детали на всем протяжении одинакова, на боковых поверхностях отсутствуют пазы, отверстия и другие элементы. Последовательность построения изометрической проекции заключается в следующем: * построение осей изометрической проекции; * построение изометрической проекции формообразующей грани; * построение проекций остальных граней посредством изображения ребер модели; обводка изометрической проекции (рис. 1). Рис. 1. Построение изометрической проекции детали, начиная от формообразующей грани 2.Способ построения изометрической проекции на основе последовательного удаления объемов используется в тех случаях, когда отображаемая форма получена в результате удаления из исходной формы каких-либо объемов (рис. 2). 3.Способ построения изометрической проекции на основе последовательного приращения (добавления) объемов применяется для выполнения изометрического изображения детали, форма которой получена из нескольких объемов, соединенных определенным образом друг с другом (рис. 3). 4.Комбинированный способ построения изометрической проекции. Изометрическую проекцию детали, форма которой получена в результате сочетания различных способов формообразования, выполняют, используя комбинированный способ построения (рис. 4). Аксонометрическую проекцию детали можно выполнять с изображением (рис. 5, а) и без изображения (рис. 5, б) невидимых частей формы. Рис. 2. Построение изометрической проекции детали на основе последовательного удаления объемов Рис. 3. Построение изометрической проекции детали на основе последовательного приращения объемов Рис. 4. Использование комбинированного способа построения изометрической проекции детали Рис. 5. Варианты изображения изометрических проекций детали: а - с изображением невидимых частей; б - без изображения невидимых частей ЗАДАНИЕ: в соответствии с вариантом задания и размерами детали построить на формате А4 клетчатой бумаги в прямоугольной изометрической проекции технический рисунок. Варианты задания Вариант 1-2-3 Вариант 4-5-6 Вариант 7-8-9 Вариант 10-11-12 Вариант 13-14-15 Вариант 16-17-18 Вариант 19-20-21 Вариант 22-23-24-25 1

Получить хорошее высшее образование у нас не так уж и легко. Для этого нужно будет не только посещать лекции, семинарские занятия и практикумы, но еще и выполнять различные самостоятельные задания, такие как рефераты или курсовые работы. В данной статье хочется рассказать о том, что такое расчетно-графическая работа.

О понятии

В первую очередь нужно разобраться в самом понятии. Нередко, впервые услышав аббревиатуру РГР, студент приходит в замешательство. Но тут нет ничего страшного, так сокращенно называется расчетно-графическая работа. Это ученика, предназначенная для более полного усвоения пройденного им материала по определенному предмету. Стоит сказать и о том, что РГР может быть частью курсовой работы, то есть практической ее составляющей. Суть данного вида работы - предоставление не только теоретического, но и практического материала. Так, РГР обязательно будет содержать определенные расчеты, возможно, графики, таблицы, диаграммы.

Что должно быть?

Из каких важных элементов состоит РГР?

  1. Обоснование выбранной темы. Это теоретическая составляющая, где студент должен рассказать о важности проделанной им работы.
  2. Характеристика
  3. Проведение основных расчетов.
  4. Предоставление полученных результатов в удобной форме: таблицы, графики, диаграммы.
  5. Выводы и, возможно, рекомендации.

Структура

Расчетно-графическая работа должна иметь свою структуру. Невозможно подавать на рассмотрение материал в произвольной форме. Итак, РГР должна состоять из следующих пунктов:

  1. Оглавление. Тут студент подает информацию обо всех разделах своей работы.
  2. Задание. На данном этапе надо полностью «озвучить» данное студенту задание.
  3. Исходные данные. Студент предоставляет все существующие исходные данные, которые могут понадобиться для проведения расчетов.
  4. Далее следуют разделы, которые будут содержать практические решения и анализ полученных результатов.
  5. Предоставление результатов расчетов в наиболее удобной для восприятия форме.
  6. Выводы.
  7. Список литературы.
  8. Приложения (если таковые имеются).

Основные моменты

Существует также перечень особых требований, которые студент должен соблюдать, если подготавливается расчетно-графическая работа.

Оформление таблиц, рисунков

Экономика, статистика, теоретическая механика… Расчетно-графическая работа может быть выполнена практически по любому предмету, где есть расчеты (независимо от специальности обучения студента). Однако стоит помнить и о том, что надо не только грамотно оформить сам текст, но еще и предоставить все таблицы, рисунки и диаграммы.

Информатика

Как же может выглядеть расчетно-графическая работа по информатике? Так, стоит сказать, что тут определенных рамок нет. Все зависит от уровня того материала, который преподается в вузе для данной специальности. Так, для гуманитариев РГР по информатике будет одной, для программистов - совершенно иной. Это может быть просто демонстрация навыков работы с ПК (например, в "Ворде" или "Екселе"), а может быть и программирование, использование для работы различных систем счисления, выполнение всевозможных переводов между различными и т.д.

БЖД

По курсу «Безопасность жизнедеятельности» некоторые вузы также предлагают студентам выполнить РГР. И опять же хочется сказать о том, что работы на разных специальностях будут друг от друга отличаться. Ведь для каждой профессии есть свои меры предосторожности, свои требования. Расчетно-графическая работа по БЖД - что тут можно изучать или исследовать? Так, можно просчитывать наиболее комфортные условия труда для группы работников, можно планировать размещение рабочих мест в цеху или на предприятии, можно анализировать и т.д. На самом деле тем для рассмотрения - огромное количество.

Иные предметы

Стоит сказать о том, что практически по любому предмету может быть написана расчетно-графическая работа: по экономике, электронике, логистике, теоретической механике и т.д. Однако цель данной работы всегда останется одной и той же: научить студента не только правильно проводить нужные расчеты, но еще и уметь их грамотно представлять на рассмотрение.

Цель работы : научиться выполнять надписи чертежным шрифтом по ГОСТ 2.304-81.

Задание : на формате А3 чертежным шрифтом (тип А) по ГОСТ 2.304-81 выполнить титульный лист (пример выполнения на. рис.26 и в Приложении 1) по данным размерам:

СЕВМАШВТУЗ – шрифт №14 – прямой

Кафедра №3 – шрифт №7 – с наклоном

Инженерная графика – шрифт №7 – с наклоном

АЛЬБОМ – шрифт №14 – прямой

чертежей за I семестр – шрифт №10 – с наклоном

Студент – шрифт №7 – с наклоном

Группа – шрифт №7 – с наклоном

Преподаватель - №7 – с наклоном

Северодвинск – шрифт №7 – прямой

20…г . – шрифт №10 – с наклоном

Рис.26. Пример титульного листа.

Порядок выполнения работы:

1. На листе формата А3 (295х420 мм) вычертить рамку (тип линии сплошная основная), отступив 20 мм от левого края, 5 мм от остальных краев.

2. Тонкими линиями вычертить вспомогательную сетку в соответствии с данными в задании размерами шрифта (см. рис.21).

3. Изучить конструктивные особенности букв (рис. 22, 23,24). Выполнить надписи в соответствии с шаблоном на рис.26.

4. Стереть вспомогательную сетку. Текст обвести сплошной основной линией.

2. Построение некоторых геометрических элементов. Графическая работа №2 «геометрическое черчение»

2.1. Теоретические положения

2.1.1. Построение сопряжений

Сопряжение есть плавный переход одной линии в другую, выполненный при помощи промежуточной линии. Чаще всего промежуточной линией служит дуга окружности.

Построение сопряжений основано на следующих геометрических положениях:

а) переход окружности на прямую только тогда будет плавным, когда данная прямая является касательной к окружности (рис. 27, а). Радиус окружности, проведенный в точку касания А, перпендикулярен к касательной прямой;

б) переход в данной точке А с одной окружности на другую только тогда будет плавным, когда окружности имеют в данной точке общую касательную (рис. 27, б).

Рис. 27. Основные понятия сопряжения.

Точка касания А и центры окружностей О 1 и О 2 лежат на одной прямой. Касание называется внешним, если центры О 1 и О 2 располагаются по разные стороны от касательной (рис. 27,б), и внутренним, если центр находится по одну сторону от общей касательной (рис. 27, в).

В теории сопряжений применяются специфические термины, а именно (рис. 27, г): точка О – центр сопряжения; R – радиус сопряжения: точки А и В – точки сопряжения; дуга АВ – дуга сопряжения.

Решение задач на построение сопряжений основано на методе геометрических мест. Геометрическим местом (ГМ) центров окружности сопряжения касательной к прямой является прямая, параллельная данной и отстоящей от нее на расстоянии радиуса окружности сопряжения (рис. 28, а).

Рис. 28. Геометрические места точек

Геометрическим местом центров окружности сопряжения, касательной к сопрягаемой окружности, является окружность, радиус которой равен сумме радиусов окружности сопряжения и окружности сопрягаемой для внешнего сопряжения или разности радиусов этих окружностей для внутреннего сопряжения.

Сопряжение двух прямых

Алгоритм решения задач на построение сопряжений двух линий при заданном радиусе сопряжения может быть сформулирован следующим образом:

1). Построить геометрическое место центров окружности сопряжения для одной из сопрягаемых линий.

2). Построить аналогичное геометрическое место центров для второй сопрягаемой линии.

3). Точка пересечения построенных геометрических мест является центром сопряжения.

4). Определить точку сопряжения на первой из сопрягаемых линий.

5). Определить точку сопряжения на второй из сопрягаемых линий.

6). В границах между точками сопряжений провести дугу сопряжения.

Построение сопряжения двух прямых l 1 и l 2 дугой радиуса R (рис.29, а, б) в соответствии с приведенным выше алгоритмом, осуществляется следующим образом:

– на расстоянии, равном R, проводим ГМ 1 ,параллельно прямой l 1 (l 1 ’);

Рис. 29. Построение сопряжение двух пересекающихся прямых

– на таком же расстоянии, параллельно l 2 , проводим ГМ 2 (l 2 ’);

– в пересечении l 1 ’иl 2 ’отмечаем точку О – центр сопряжения;

– опускаем из О перпендикуляры на l 1 и l 2 . Соответственно получаем точки А и В – точки сопряжения;

– с центром в точке О радиусом R между точками А и В проводим дугу сопряжения.

Расстановка ударений: ГРАФИ`ЧЕСКИЕ РАБО`ТЫ

ГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ - самостоятельные работы учащихся, содержащие какие-либо графические изображения, выполняемые по заданию и под руководством учителя. Г. р. могут применяться при изучении всех теоретич. уч. предметов на всех этапах школьного обучения, начиная с простых рисунков и кончая сложными условными видами графич. изображений: чертежами, схемами, графиками и т. д. Г. р. могут задаваться как классное упражнение (напр., выполнение эскизов с натуры), как домашнее задание (напр., вычерчивание по эскизам), как контрольная работа (напр., по разделу "Проекционное черчение"). Г. р. могут быть также частью к.-л. другой работы, иллюстрирующей её отдельные положения, или использоваться как метод, при помощи к-рого определяется к.-л. из искомых величин (графич. расчёты).

Основные виды Г. р. уч-ся и разновидности графич. изображений, используемых в обучении: рисунок, диаграмма, план, карта, схема, график, технич. рисунок, чертёж, эскиз.

Рисунок - изображение предметов и явлений, выполняемое от руки графич. средствами: линия, комбинация штрихов и т. п. Виды Г. р., предусмотренные программой по рисованию: а) рисунок с натуры - изображение предметов на основе непосредственного восприятия их рисующим; б) тематич. рисунок - изображение, выполняемое по несложным сюжетам из окружающей действительности или на темы лит. произведений. Г. р. по тематич. рисованию выполняются на основе наблюдений, представлений, памяти; группы изображаемых предметов и явлений объединяются выбранным или заданным сюжетом; в) декоративный рисунок - изображение орнаментов, узоров и т. п. Основное внимание уделяется рисованию с натуры. В 1 - 2-х классах натурой служат плоские предметы прямоугольной, округлой и другой формы, располагаемые для рисования во фронтальном положении. Знакомясь с явлениями перспективы, уч-ся 3 - 4-х классов рисуют объёмные предметы цилиндрической, конической, шаровой и другой формы, уч-ся 5-7-х классов рисуют уже группы предметов, передавая особенности формы, пропорции, цвет, положение в пространстве, освещённость. Г. р. по декоративному рисованию подготавливают уч-ся ко всякого рода оформительским работам: обложка альбома, плакат, стенгазета, эскиз и детали праздничного оформления школьного помещения и т. п. Рисунки широко применяются во всех классах как графич. изображения приборов, проводимых опытов, к.-л. предметов (см. также Рисование в школе).

Диаграмма - графич. отображение сравниваемых величин, выполняемое при помощи линий, геомет-рич. фигур и других средств. Наибольшее распространение имеют след. виды диаграмм: а) линейные, построение к-рых производится на координатном поле; сравниваемые величины изображаются отрезками прямых линий соответствующей длины (обычно ординатами), концы их соединяются прямыми, образующими ломаную линию; б) столбиковые или ленточные, где данные изображаются прямоугольниками одинаковой ширины, расположенными вертикально (столбиковые, рис. 1) или горизонтально (ленточные); высота или длина прямоугольников пропорциональна изображаемым ими величинам; в) секторные диаграммы представляют собой круги, разделённые на секторы, величины к-рых пропорциональны величинам отдельных частей изображаемого (рис. 2); г) иллюстрированные диаграммы, выполняемые при помощи фигур - знаков разной величины, на к-рые наносятся цифровые данные.

Диаграммы используются, когда необходимо показать в наглядной форме соотношение к.-л. величин в изучаемой теме, напр. процесс развития и роста (линейные и столбиковые диаграммы), подразделение целого на части (секторные) и т. д. Иногда диаграммы располагаются на уч. картах (см. Карты учебные), напр. для того чтобы показать рост промышленности в разных географич. или экономич. районах. Такие карты наз. картодиаграммами. Г. р. на выполнение диаграмм на контурных картах применяются обычно на уроках географии, истории, обществоведения.

План - условное изображение на плоскости в ортогональной проекции небольшой части земной поверхности, постройки, сооружения и т. п. На планах могут быть изображены: местность, населённый пункт, жилое или пром. здание (изображение здания в горизонтальном разрезе) или его часть (мастерские, лаборатория) и др. Целесообразно задавать уч-ся Г. р. на выполнение планов с натуры, включая в них обмер, выбор масштаба, эскизную съёмку, напр., план пришкольного участка, уч. мастерских (с планировкой оборудования) и т. п.

Схема - графич. изображение, передающее в упрощённом или условном виде наиболее существенные признаки предметов, главное и основное в изучаемых явлениях. Условные обозначения деталей, механизмов, аппаратуры, приборов для нек-рых видов схем стандартизованы, напр. для кинематич., электрич. схем, для схем трубопроводов. При помощи схем показывают всякого рода классификации, подразделения, связи и отношения, ход процесса, взаимодействие частей, устройство (в общих чертах) и принцип действия машин, механизмов, сооружений, установок и т. п. Напр., при изучении химии - схема газового завода, схема доменного процесса, схема производства синтетического аммиака, схема получения алюминия (рис. 3); физики - простые электрич., гидравлич., пневматич. схемы. Иногда схемы располагаются на уч. картах, напр. для обозначения путей сообщения, ввоза или вывоза продукции из одного географич. или экономич. района в другой (на географич. картах), движения армий (на историч. картах) и т.д. Такие карты наз. картосхемами. Г. р. на выполнение схем на контурных картах применяются обычно на уроках географии и истории".

График - наглядное графич. отображение функциональной зависимости. В математике график функции - геометрич. место точек плоскости, координаты к-рых удовлетворяют уравнению этой функции. Способ построения графиков зависит от выбранной системы координат. В большинстве случаев графики строятся на основе декартовой (прямоугольной) системы координат. Для изображения функций углового аргумента удобна полярная система координат, напр. график распределения силы света разных типов светильников. Возможность быстрого нахождения значений функций по значениям аргумента обеспечивает графикам большое практич. применение в нар. х-ве. Построение графиков уч-ся изучают в курсе математики и применяют их для графич. решения задач. Графики используются при изучении других предметов, напр. в физике: график, показывающий температурные изменения в воде, "нагревание - кипение - охлаждение", график "погружение - давление", график "температура - время", график "путь - время"; в химии: график "температура - растворимость" (рис. 4). Кроме построения графиков, уч-ся обучаются их чтению, напр., читая график "нагревание - кипение - охлаждение", уч-ся должны представлять, что характеризует средняя часть графика, получившаяся в виде горизонтального участка прямой линии. Необходимо также научить пользоваться графиками для определения промежуточных значений функций, напр. по точке графика, заданной между делениями на оси температуры, установить весовое количество растворённого вещества и т. п.

Технический рисунок - наглядное изображение предмета, выполняемое от руки по способу аксонометрич. проектирования (рис. 5). Технич. рисунок с нанесёнными размерами используется на уроках труда в уч. мастерских как наиболее доступный (легкочитаемый) вид графич. изображения. Г. р. по технич. рисованию выполняются уч-ся на уроках черчения, машиноведения и др.

Чертёж - изображение изделий и сооружений или их составных частей, выполненное согласно правилам начертательной геометрии и технич. черчения. Наиболее часто применяется метод ортогонального проектирования, реже - аксонометрического (рис. 6) и перспективы. Осн. правила выполнения чертежей, условные обозначения, оформление установлены государственными стандартами. В зависимости от стадии проектирования машиностроительные чертежи подразделяются на проектные (предназначенные для составления рабочих чертежей) и рабочие (предназначенные для изготовления, ремонта и контроля изделий и их составных частей). В зависимости от содержания чертежи подразделяются на след. виды: а) чертежи деталей, содержащие изображения частей изделий, а также необходимые данные для их изготовления и контроля (рис. 7); б) чертежи сборочные, содержащие изображения изделий, групп или узлов и необходимые данные для их сборки и контроля; в) чертежи габаритные, содержащие контурное или упрощённое изображение изделий или их составных частей и габаритные размеры; г) чертежи монтажные, содержащие контурное или упрощённое изображение изделий или их составных частей, а также необходимые данные для их установки на место монтажа; д) табличные - сводные чертежи, содержащие данные, необходимые для изготовления и контроля или для применения ряда однотипных изделий и их составных частей, отличающихся размерами, материалом, покрытием, окраской или другими данными.

Эскиз - чертёж временного характера, выполняемый, как правило, без применения чертёжных инструментов, без точного соблюдения масштаба (рис. 8). Эскизы обычно используются при проектировании и в производстве.

Особое место в графич. подготовке уч-ся занимают Г. р. по черчению. Они являются средством закрепления уч. материала и формируют умения изображать предметы по способу ортогонального и аксонометрии, проектирования. В процессе выполнения этих Г. р. вырабатываются технические чертёжные навыки, умение владеть инструментами и принадлежностями, навыки работы "от руки" при выполнении эскизов. Содержание, объём и распределение во времени Г. р. по черчению определяются учебной программой (см. Черчение в школе).

Общими требованиями к Г. р. по черчению является соблюдение правил государственных стандартов. Поэтому с самого начала Г. р. выполняются на листах стандартных форматов, установленными типами и размерами линий, надписи на Г. р. делаются стандартным шрифтом.

Наиболее полезным видом Г. р. является выполнение чертежей или эскизов с натуры, при к-ром происходит самое полноценное восприятие объекта изображения, проявляется наибольшая самостоятельность уч-ся в решении вопросов, связанных с выбором способа изображения, происходит усиленная тренировка пространственного мышления. Весьма ценным методич. приёмом является включение Г. р. в упражнения по чтению чертежей, напр, выполнение сечений, разрезов, дополнительных видов, заданных на чертеже. Для развития политехнич. представлений и практич. навыков необходимо связывать тематику Г. р. с жизнью, практикой, производством (см. Графическая грамота).

К. А. Янковский. Москва.


Источники:

  1. Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., "Советская Энциклопедия", 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.